Афиша Самары 13 марта 2025 (7)
18.30 Балет «Лебединое озеро» 6+
Самарский театр оперы и балета
[от 800₽] — Пётр Чайковский (1840-1893). Либретто Владимира Бегичева (1828-1891) и Василия Гельцера (1841-1909). Хореографическая редакция Юрия Бурлаки на основе хореографии Александра Горского в версии спектакля Большого театра 1901-1922 годов. Pas d’action Одиллии, Зигфрида и Ротбарта в 3 картине II действия в хореографии Мариуса Петипа (1813-1910). Мировая премьера: 20 февраля (4 марта) 1877, Большой театр Премьера новой хореографической редакции в Самаре: 15 сентября 2018 Хореограф-постановщик — Юрий Бурлака Дирижер-постановщик — Евгений Хохлов Художник-постановщик — Вячеслав Окунев Художник по свету — Ирина Вторникова «Лебединое озеро» — один из самых часто исполняемых балетов, настоящий символ балетного искусства. К нему приложило руку множество авторов, а количество его версий трудно подсчитать. В 1875 году 35-летний Пётр Ильич Чайковский получил заказ на музыку к балету. К тому времени он уже был автором трёх симфоний, нескольких опер, симфонических фантазий, и отличительной чертой многих его произведений была танцевальность — балетом он увлекался уже давно. Первая хореографическая версия «Лебединого озера», поставленная в 1877 году в московском Большом театре Вацлавом Рейзингером, оказалась неудачной. Писали, что балетмейстер продемонстрировал «замечательное уменье вместо танцев устраивать какие-то гимнастические упражнения». Спектакль быстро исчез со сцены. В 1895 году в Санкт-Петербурге была поставлена более успешная версия Мариуса Петипа и Льва Иванова. В ней танцевал Александр Горский, который и взялся 1901 году поставить «Лебединое озеро» в Москве. Горский лишил первое действие атмосферы придворной чинности, а во втором изменил знаменитые «лебединые сцены»: нарушил симметрию петербургской версии, увеличил количество исполнителей. Именно Горский создал всем известный танец маленьких лебедей. Горский продолжал менять и совершенствовать «Лебединое озеро» еще двадцать лет. Самую радикальную версию он создал в соавторстве с легендарным режиссером Владимиром Немировичем-Данченко в 1920 году. Партию Одетты-Одиллии они разделили на две и отдали разным танцовщицам; придумали партию Шута, которая с тех пор не покидает постановок «Лебединого озера». Финал балета впервые стал счастливым — до этого Зигфрид и Одетта погибали. В 1922 году Большой театр отказался от самых кардинальных изменений и вернулся к более традиционному варианту. «Лебединое озеро» в постановке Горского не дошло до нас целиком, но до сих пор в большинстве редакций спектакля сохранились те или иные сценические воспоминания о работе балетмейстера. Нынешняя постановка — дань уважения этому великому мастеру. Источник: opera-samara.ru
19.00 Своды
Музей Модерна, Красноармейская, 15
Специальный проект о подвале особняка Курлиных. Специальный проект Музея Модерна «Своды» посвящён исследованию бытования пространства подвала особняка Курлиных. Мы рассказываем историю этого места через сохранившиеся материальные детали, документы и воспоминания людей. На всём протяжении истории существования особняка Курлиных подвал попеременно выполнял функции технического и хозяйственного помещения (как его определённо задумывал архитектор особняка, А. У. Зеленко), склада, кухни и мемориального объекта. Мы открываем его для демонстрации всех сохранившихся на данный момент материальных остатков и свидетельств, касающихся истории этого помещения, которое, как и остальные части дома, было спроектировано с вниманием к деталям, их целесообразности и функциональности. Под сводами подвала работала технически совершенная для своего времени система отопления; здесь же готовилась еда, подаваемая в столовую гостям Курлиных через помещение буфетной на первом этаже. Здесь, во время революционных событий в России 1917-1918 года, предположительно располагался отдел контрразведки восставшего Чехословацкого корпуса, после – Губернская ЧК (чрезвычайная комиссия). Впоследствии помещения подвала использовались как мемориальный объект Музея Революции («расстрельная стена» в одном из залов) и как помещения для детского сада №46 – в частности, здесь располагалась его кухня. История этого места объединяет в себе историю технологий, использовавшихся в архитектуре конца XIX-начала XX вв., историю социальных и политических потрясений и истории, рассказанные свидетелями происходивших под этими сводами событий. Проект не ограничивается настоящим моментом и будет продолжаться через статьи и публикации по мере продвижения научно-исследовательской работы сотрудников музея по изучению истории этой части особняка. В выставочном пространстве подвала будет существовать дополняющаяся экспозиция. В ней по мере продвижения исследовательской работы будут выставляться предметы и архивные документы, связанные со строительством и техническим оснащением особняка Курлиных и с событиями в Самаре 1917-1918 годов, многие из которых были непосредственно связаны с подвалом особняка. На этой странице мы будем освещать ход исследования. Куратор: Артём Шаламов Дизайнер: Никита Кузнецов Статьи о проекте: https://sgpress.ru/news/419942 https://komunavolge.ru/guides/culture/svody-pod-zemley-muzeya-moderna.html