Афиша Классика в Самаре в 2025 году (45)
10 мая Балет «Лебединое озеро» 6+
Самарский театр оперы и балета
[от 300₽] — Пётр Чайковский (1840-1893). Либретто Владимира Бегичева (1828-1891) и Василия Гельцера (1841-1909). Хореографическая редакция Юрия Бурлаки на основе хореографии Александра Горского в версии спектакля Большого театра 1901-1922 годов. Pas d’action Одиллии, Зигфрида и Ротбарта в 3 картине II действия в хореографии Мариуса Петипа (1813-1910). Мировая премьера: 20 февраля (4 марта) 1877, Большой театр Премьера новой хореографической редакции в Самаре: 15 сентября 2018 Хореограф-постановщик — Юрий Бурлака Дирижер-постановщик — Евгений Хохлов Художник-постановщик — Вячеслав Окунев Художник по свету — Ирина Вторникова «Лебединое озеро» — один из самых часто исполняемых балетов, настоящий символ балетного искусства. К нему приложило руку множество авторов, а количество его версий трудно подсчитать. В 1875 году 35-летний Пётр Ильич Чайковский получил заказ на музыку к балету. К тому времени он уже был автором трёх симфоний, нескольких опер, симфонических фантазий, и отличительной чертой многих его произведений была танцевальность — балетом он увлекался уже давно. Первая хореографическая версия «Лебединого озера», поставленная в 1877 году в московском Большом театре Вацлавом Рейзингером, оказалась неудачной. Писали, что балетмейстер продемонстрировал «замечательное уменье вместо танцев устраивать какие-то гимнастические упражнения». Спектакль быстро исчез со сцены. В 1895 году в Санкт-Петербурге была поставлена более успешная версия Мариуса Петипа и Льва Иванова. В ней танцевал Александр Горский, который и взялся 1901 году поставить «Лебединое озеро» в Москве. Горский лишил первое действие атмосферы придворной чинности, а во втором изменил знаменитые «лебединые сцены»: нарушил симметрию петербургской версии, увеличил количество исполнителей. Именно Горский создал всем известный танец маленьких лебедей. Горский продолжал менять и совершенствовать «Лебединое озеро» еще двадцать лет. Самую радикальную версию он создал в соавторстве с легендарным режиссером Владимиром Немировичем-Данченко в 1920 году. Партию Одетты-Одиллии они разделили на две и отдали разным танцовщицам; придумали партию Шута, которая с тех пор не покидает постановок «Лебединого озера». Финал балета впервые стал счастливым — до этого Зигфрид и Одетта погибали. В 1922 году Большой театр отказался от самых кардинальных изменений и вернулся к более традиционному варианту. «Лебединое озеро» в постановке Горского не дошло до нас целиком, но до сих пор в большинстве редакций спектакля сохранились те или иные сценические воспоминания о работе балетмейстера. Нынешняя постановка — дань уважения этому великому мастеру. Источник: opera-samara.ru
location_on
[от 2300₽] Окружной Дом Офицеров (Самара)
location_on
[от 300₽] Самарский театр оперы и балета
location_on
[от 300₽] Самарский театр оперы и балета
29 мая Опера «Пиковая дама» 12+
Самарский театр оперы и балета
[от 300₽] — Пётр Чайковский (1840-1893). Либретто Модеста Чайковского (1850-1916) по одноименной повести (1834) Александра Пушкина (1799-1837). Мировая премьера: 19 декабря 1890. «Пиковая дама» Петра Чайковского — визитная карточка российского оперного наследия, одна из немногих русскоязычных опер, закрепившихся в международном репертуаре. Любовь и азарт, роковая тайна и жертвующая спокойной жизнью страсть — повесть Пушкина, написанная в стиле светского анекдота, на оперной сцене перевоплотилась в трагедию из екатерининских времен, которая потрясает психологической правдивостью воспроизведения мыслей и чувств героев, их надежд, страданий и гибели, яркостью картин эпохи. Опера Чайковского стала новым словом не только в творчестве самого композитора, но и в развитии всей русской оперы. Никому из русских композиторов прежде не удавалось достигнуть такой силы драматического воздействия и глубины проникновения в самые потаенные уголки человеческой души, раскрыть сложный мир подсознательного, безотчетно движущего нашими действиями и поступками. Мистическая и мрачная история о деструктивной одержимости тремя картами получила в САТОБ почти десяток постановок: она ставилась в 1932, 1934, 1937, 1947, 1951, 1958, 1967, 1976 и 1990 годах, причем режиссером последнего спектакля был главный балетмейстер театра Игорь Чернышёв. Нынешняя постановка Михаила Панджавидзе была номинирована на Российскую национальную премию «Золотая маска» как лучшая опера своего сезона, а за премии в частных номинациях соревновались режиссер Михаил Панджавидзе, дирижер Александр Анисимов, Ирина Крикунова (исполнительница партии Лизы) и Михаил Губский (исполнитель партии Германа).
location_on
[от 300₽] Самарский театр оперы и балета
location_on
[от 300₽] Самарский театр оперы и балета
location_on
[от 300₽] Самарский театр оперы и балета
location_on
[от 300₽] Самарский театр оперы и балета
10 июня Опера «Летучая мышь» 12+
Самарский театр оперы и балета
[от 300₽] — Иоганн Штраус (1825-1899). Русский текст Николая Эрдмана (1900-1970) и Михаила Вольпина (1902-1988) Мировая премьера: 5 апреля 1874, театр Ан дер Вин, Вена. Оперетта «короля вальсов» Иоганна Штрауса «Летучая мышь» облетела сцены всех театров мира. Прекрасная, искрящаяся весельем музыка, остроумный текст и сюжет, складывающийся из череды забавных ситуаций, содержат, на радость сторонникам верности в браке, непременную в жанре оперетты мораль. «Летучая мышь» — это вершина творчества Иоганна Штрауса. Остроумный сюжет оперетты строится по законам игры, обмана, веселого розыгрыша. Все прячутся под масками, каждый выдает себя за кого-нибудь другого: служанка за госпожу, поклонник за мужа, жена за любовницу своего мужа! Музыка этой оперетты — легкая, праздничная, пронизанная танцевальными интонациями, среди которых царствует вальс, — напоминает пенящееся шампанское. Мелодии ярко характеризуют действующих лиц, среди которых господствуют решительные, находчивые, остроумные женщины: Розалинда и Адель. «Летучая мышь» — наиболее часто исполняемая оперетта Иоганна Штрауса. Она неизменно присутствует в репертуаре всех театров оперетты и многих оперных театров. Все куйбышевские и самарские ее постановки отличались сценическим долгожительством. 16 сезонов просуществовал спектакль Бориса Рябикина 1976 года, поставленный им вместе с дирижером Львом Оссовским и художником Милием Виноградовым (это было на тот момент четвертое обращение к «Летучей мыши» в истории театра); 19 сезонов держалась в репертуаре следующая постановка Рябикина — спектакль 1991 года, созданный вместе с дирижером Владимиром Коваленко и художницей Натальей Хохловой, восстановившей декорации по эскизам Виноградова. Но и предшествовавшая рябикинским постановка Сергея Смеяна 1967 года просуществовала солидные для своей эпохи 7 сезонов, а еще более ранняя постановка Семёна Штейна 1956 года — 5 сезонов.
8 июня Премьера оперы «Евгений Онегин» 12+
Самарский театр оперы и балета
[от 300₽] — Пётр Чайковский (1840-1893). Либретто Петра Чайковского и Константина Шиловского по одноименному роману в стихах Александра Пушкина Музыкальный руководитель и дирижёр-постановщик — Евгений Хохлов; Режиссёр-постановщик — Георгий Исаакян; Художник-постановщик — Вячеслав Окунев; Художник по свету — Эмиль Авраменко; Балетмейстер-постановщик — Валентина Пономаренко; Главный хормейстер — Максим Пожидаев. В спектакле использованы костюмы Юрия Купера (2014) «Я писал эту музыку с такой любовью, с такой искренностью!» (Пётр Чайковский). Опера «Евгений Онегин» была написана в 1878 году и сразу завоевала широкое признание. Еще при жизни Чайковского ее с триумфом исполняли в городах России и за рубежом. Зрителей привлекала глубина воплощенного в опере сюжета и удивительная красота музыки, в которой будто отражалась вся русская душа и культура. История двух молодых людей — петербургского денди Евгения Онегина, уставшего от праздных будней, и деревенской девушки, дочери помещицы Татьяны Лариной — получила у Чайковского особое музыкальное выражение. В его опере каждая нота, каждая мелодия отражает глубину чувств и переживаний героев, заставляя нас вновь и вновь испытывать радость первой любви, горечь отвержения и устремленность веры... Пожалуй, сложно найти другую оперу, мелодии которой настолько известны каждому: это и сцена письма Татьяны «Я к вам пишу...», и ария Ленского «Куда, куда вы удалились...», ария Гремина «Любви все возрасты покорны...», и знаменитый Полонез, открывающий бал в доме Гремина.... Они давно вошли в репертуар ведущих солистов, звучат в концертных программах, фильмах и передачах. В опере «Евгений Онегин» музыкально отражаются контрастные стороны русской действительности XIX века: из тихой российской провинции зритель переносится на величественный петербуржский бал; в опере звучат и крестьянские песни, французские куплеты Трике в доме Лариных; любовные признания Ленского к Ольге чередуются со сценами неразделенной любви Татьяны к Онегину. Трагическая сцена дуэли Онегина и Ленского, а также заключительная сцена признания Онегина с Татьяной усиливают драматическую линию сюжета. Режиссерская версия Георгия Исаакяна подчеркивает теснейшую связь оперы с пушкинским оригиналом. Сценическое оформление спектакля, согласно режиссеру, опирается «на рукописи Пушкина с его характерным почерком и рисунками на полях». Можно сказать, что место действия оперы «Евгений Онегин» — это сам пушкинский текст. Поэтому многие события разворачиваются как бы в стенах библиотеки. Эта интерпретация отвечает идее самого Петра Чайковского: «...[Пушкин] силою гениального таланта очень часто вырывается из темных сфер стихотворчества в бесконечную область музыки... Независимо от сущности того, что он излагает в форме стиха, в его звуковой последовательности есть что-то проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть МУЗЫКА». Источник: opera-samara.ru
location_on
[от 300₽] Самарский театр оперы и балета
location_on
[от 2300₽] Окружной Дом Офицеров (Самара)
26 июня Концерт «Оркестр CAGMO – Саундтреки Ханса Циммера при свечах» 6+
Окружной Дом Офицеров (Самара)
[от 2300₽] — С уникальным творчеством Ханса Циммера знаком каждый. Совместная работа с великими режиссерами, такими как Кристофер Нолан, Ридли Скотт, Гай Ричи и многими другими, позволила композитору создать музыкальные киномиры, покорившие как поклонников кинематографа, так и любителей отличной музыки. В исполнении струнного оркестра CAGMO прозвучат лучшие саундтреки композитора. Оригинальное звучание композиций, подчеркивающее авторский стиль Ханса Циммера, передаст атмосферу любимых фильмов. Новое прочтение легендарной музыки позволит заново прочувствовать впечатления и эмоции от просмотра эпических кинокартин. Концертная программа «Саундтреки Ханса Циммера при свечах» объединила в себе захватывающие мелодии из популярных анимационных фильмов и культовых кинокартин, таких как: «Интерстеллар», «Дюна», «Король Лев», «Пираты Карибского моря», «Кунг-фу Панда», «Начало», «Код да Винчи: Ангелы и Демоны», «Звонок», «Шерлок Холмс», «Гладиатор».
5 сент Концерт «Оркестр CAGMO. Симфония Queen при свечах» 6+
Окружной Дом Офицеров (Самара)
[от 2300₽] — CAGMO представляет концертную программу по творчеству величайшей в истории «королевской» рок-группы — «Симфония Queen при свечах». Песни легендарной группы 70-х знает даже самое молодое поколение. Гениальные композиции Queen живут более 40 лет и до сих пор являются уникальными для музыкальной индустрии. В исполнении оркестра CAGMO прозвучат самые значимые хиты Queen. Яркое экспериментальное звучание, разнообразие жанров и стилей группы обретёт новое прочтение в авторских аранжировках для струнного оркестра и фортепиано. Особую мелодичность инструментальных композиций подчеркнёт труба, а мощь и харизму культовых песен передадут ритмичные ударные. «Симфония Queen при свечах» — это возможность насладиться оркестровым звучанием неподвластной времени музыки вместе с CAGMO! В программе концерта: «We Will Rock You», «Don’t Stop Me Now», «Bohemian Rhapsody», «The Show Must Go On» и многие другие хиты.
29 окт Балет «Жизель» 12+
Дворец культуры «Металлург»
[от 1500₽] — Композитор А.Адан В маленькой деревушке средних веков живет юная Жизель — чистая душой девушка, покоряющая всех своей искренностью и добротой. Она влюблена в Альберта, который представляется ей простым крестьянином. В деревню приезжает Граф с дочерью Батильдой. Во время празднования Вальпургиевой ночи Жизель и Альберт обмениваются обручальными венцами, не подозревая о надвигающейся трагедии. Ночью Батильда раскрывает тайну — Альберт помолвлен с ней и является сыном графа. Жизель, узнав правду о возлюбленном, не в силах пережить предательство и сходит с ума от горя. Её чистая душа не выдерживает удара судьбы, и она умирает. Ночью на кладбище появляются Виллисы — призрачные невесты, умершие до свадьбы. Мирта, главная вилиса, принимает Жизель в свой круг. Альберт, не в силах забыть свою возлюбленную, приходит на могилу Жизели. С первыми лучами рассвета виллисы исчезают. Жизель прощает Альберта и, благословляя его, уходит в мир иной. Её любовь, победившая смерть, оставляет после себя вечный символ всепрощения и истинной преданности. Редакция балета: Михаил Михайлов Репетиторы постановщики: Элина Шалина, Антон Шалин Исполнители ведущих партий: Александр Тарасов Надежда Иванова С одним антрактом
location_on
[от 1800₽] КРЦ «Звезда»
location_on
[от 1500₽] КРЦ «Звезда»